Тугаров Александр Борисович
Тугаров Александр Борисович
Доктор философских наук, профессор
Краткая биография. Декан факультета педагогики, психологии и социальных наук с 1 января 2013 года, доктор философских наук(1997), профессор (1998), профессор кафедры социально-гуманитарные дисциплины. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2004).
В 1976 г. окончил Пензенский государственный педагогический институт им. В.Г. Белинского. С декабря 1977 г.начал работать в ПГПИ им. В.Г. Белинского ассистентом кафедры философии.
С 1980 по 1983 гг. учился в очной аспирантуре при кафедре философии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. В 1983 г. защитил в ЛГПИ им. А.И. Герцена диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук на тему: "Биологическая культура общества как социальное явление".
В 1996 г. защитил в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук (специальность 09.00.11 - "социальная философия") на тему: "Гуманистические основания русской философии социальной жизни".
С 1997 г. является научным руководителем аспирантуры по специальности "социальная философия". В 1998-2010 гг. заведовал кафедрой социологии и социальной работы.
Научные интересы: особенности социальной жизни и социально-политического процесса в провинциальной России в конце XIX-начале XX вв.; социальная политика региона; проблемы социальной антропологии; компаративные исследования социологии образования и социальной педагогики; философско-методологические основания теории и практики социальной работы; методика исследований в социальной работе.
Публиковался в журналах: "Вестник Ленинградского университета", "Социально-политические науки", "Социс. Социологические исследования", "Полис. Политические исследования", "Земство. Архив провинциальной истории России", "Губерния", "Сура. Журнал современной литературы, культуры и общественной мысли", "Известия высших учебных заведений. Поволжский регион", «В мире научных открытий», «Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского».
Общий стаж: 45 л.
Научно-педагогический стаж: 42 г.
Данные о повышении квалификации:
-обучение в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена по программе «История и философия науки (социально-гуманитарные науки)», С-Петербург, 2010 г.;
-обучение в Государственной академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова по Европейской гармонизированной программе с получением сертификата менеджера по качеству, дающего право на проведение внутрифирменного обучения персонала по менеджменту качества, и по программе «Система менеджмента качества как инструмент реализации рыночной стратегии вуза», Ярославль, 2012 г.
- обучение в центре повышения квалификации и развития современных образовательных технологий ФБОУ ВО "Пензенский государственный университет" по программе "Реализация учебного процесса в рамках электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) вуза", Пенза, 2016 г.
- обучение в центре повышения квалификации и развития современных образовательных технологий ФБОУ ВО "Пензенский государственный университет" по программе "Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы", Пенза, 2016 г.
- обучение в центре повышения квалификации и развития современных образовательных технологий ФБОУ ВО "Пензенский государственный университет" по программе "Особенности обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья", Пенза, 2016 г.
- обучение в центре повышения квалификации и развития современных образовательных технологий ФБОУ ВО "Пензенский государственный университет" по программе "Реализация учебного процесса в рамках электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) вуза", Пенза, 2016 г.
- обучентие по программе профессиональной переподготовки «Социальная работа в системе социальных служб», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», 2018 г.
- обучение в межотраслевом региональном центре повышения квалификации и дистанционного образования ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет" по программе "Правовая грамотность граждан, защита их прав и интересов в условиях цифровой экономики", Пенза, 2019 г.
- ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет", программа "Социально-психологические аспекты цифровизации общества: социальный и эмоциональный интеллект" в объёме 72 часа (Пенза, 30 ноября - 18 декабря 2020 г.).
Преподаваемые дисциплины: теория социальной работы, методы исследований в социальной работе, социальная антропология, методологические основы социальной работы, философия социальной работы, квалитология в социальной работе, CASE-технологии в социальной работе, филолсофская антропология, социальная философия, история русской философии.
Список публикаций на E-library:
1. Лыгина М.А., Тугаров А.Б. Социокультурная детерминация социальной работы: вопросы теории и практики. Известия Пензенского государтсвенного университета им. В.Г. Белинского,2011. №23. 28-33 с. скачать
2. Тугаров А.Б., Шевцова Э.А. Проблема качества психолого-педагогического исследования. Сборник инновационное будущее психологии и педагогики, 2015. 88-90 с. скачать
3. Тугаров А.Б., Дудкин А.С. Методология и методика классификация трудных жизненных ситуаций, требующих социальной интервенции в жизнидеятельность ребенка и его семьи. Известия Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского, 2012, 136-150 с. скачать
4. Тугаров А.Б., Шевцова Э.А. Метафизика провинциального бытия: методология проблемы. Сборник: Актуальные вопросы современной науки, 2015. 113-115 с. скачать
5. Тугаров А.Б., Дудкин А.С. Соотношение детерминирующего влияния факторов социальной адаптации с кейс-менеджменте социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов. Известия Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского, 2012. №28. 66-74 с. скачать
6. Тугаров А.Б., Шевцова Э.А. Феноменологическая парадигма теории социальной работы: постановка проблемы. Сборник университетское образование. Под редакцией А.Д. Гулякова., Р.М. Печерской, 2014. 105-107 с. скачать
7. Тугаров А.Б., Шевцова Э.А. Прикладные исследования в структуре психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. ФГБОУ ВПО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", 2014. 166-169 с. скачать
8. Тугаров А.Б., Шевцова Э.А. Исследование массового сознания жителей провинции: историко-теоретический аспект.Пензенский государтсвенный университет, 2015. 683-695 с. скачать
9. Тугаров А.Б., Шевцова Э.А. "Социокультурное" как "внеэкономическое": попытка понятийного анализа. Пензенский государственный университет, 2016. 32-33 с. скачать
10. Тугаров А.Б., Шевцова Э.А. Феномен превенции как предмет социального образования. Сбоник социальное образование в России: история, проблемы, перспективы развития, 2016. 48-51 с. скачать
11. Тугаров А.Б., Шевцова Э.А. Религиозная антропология В.И. Несмелова как методология русской философии социальной превенции//Современные исследования социальных проблем.2017. Т.9.№1-3. С.215-219.
12.Тугаров А.Б., Петряшкина У.О. Гендерный аспект практической социальной работы: теоретико-методологический анализ. Монография. Пенза: ГУМНЦ ПГУ, 2016. 85 с.
13. Тугаров А.Б. Философские взгляды Н.И. Пирогова как отражение социокультурного потенциала пожилых людей // Социальный потенциал пожилых людей: условия, опыт, проблемы эффективного применения : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Саранск, 15 ноября 2018 г.) [электрон. ресурс] / МГУ им. Н. П. Огарева, Ист.-социол. инс-т ; каф. соц. работы ; под общ. ред. проф. Л.И. Савинова. — Электрон. текстовые дан. — Саранск: Издатель Афанасьев В.С., 2019. скачать
14.Шевцова Э.А., Тугаров А.Б. Идея превенции в философско-богословских взглядах Н.И. Пирогова // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 1-3. С. 118-129.
15.Дудина А.Н., Кузнецов М.В., Тугаров А.Б. Помощь как социокультурный феномен религиозности в обществе: философско-антропологический и теологический подход к исследованию // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 1-3. С. 79-88.
16. Тугаров А.Б. Феминизм и философия гендера: точки пересечения и конфронтации // Незападные модели эмансипации женщин и гендерной дискриминации: сб. научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. С.31-38.
17. Тугаров А.Б., Лаврёнова Т.И. Русская философская традиция исследования воспитания в социокультурном контексте // Педагогическое образование. 2020.N 6.
18. Тугаров А.Б. Типология социальной превенции: концептуальность в контексте социальной практики // Социальняе практики в информационном обществе: сб. научных статей по материалам научно-практической конференции "XIX Социологические чтения". Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. С. 6-10.
19. Тугаров А.Б., Лавренова Т.И. Война как форма обдественных отношений // Проблемы войны и мира в современном социально-гуманитарном знании: сб. научных статей по материалам научно-практической конференции "XX Социологические чтения". Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. С. 5-11.
20. Тугаров А.Б. Понятие социальной превенции в психолого-педагогической науке и практике // Современное образование: научные подходы, опыт. проблемы, перспективы: мат-лы XVII Всерос. науч.-практ. конф. "Артёмовские чтения" / под общ. ред. М.А. Родионова. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. С. 8-10. URL: http://elib.pnzgu.ru/library/1633955332
21. Тугаров А.Б. Философия войны и мира: методология исследования // Современные исследования социальных проблем. 2021. Т.13. № 2-3. С. 43-50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46349259
22. Тугаров А.Б., Лавренова Т.И. Научно-практическое направление в структуре воспитания превентивного поведения учащихся (о философии воспитания толерантности) // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 3А. С. 42-48. DOI: 10.34670/AR.2022.32.13.070
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49622323
23.Тугаров А.Б.Анализ социальной превенции в русской философии: методология, концепции, опыт : монография / А. Б. Тугаров. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2023. − 196 с.
files/dep_sr.pnzgu.ru/tugarov_monografiya_analizsocpr_2023.pdf
Контактная информация: fssr@bk.ru
Дата обновления: 04.10.2024 15:55